Липецкая газета,
24 сентября 2018 г.
В России вступил в силу закон о финансовом омбудсмене 371 просмотр
Финансовый омбудсмен поможет обычным людям защитить права в спорах с банками, страховыми компаниями, микрофинансовыми и прочими организациями. Сейчас большинство потребителей при возникших спорах впадают в панику, тратят немалые деньги на посредников или по малейшему поводу идут в суд. Число исков измеряется сотнями тысяч, а рассмотрение дел тянется месяцами. Вместе с исполняющим обязанности управляющего Отделением Липецк ГУ Банка России по ЦФО Татьяной Божко разбираемся, как будет работать новая служба и куда жаловаться липчанам.
– На какие финансовые проблемы чаще всего жалуются жители Липецкой области?
– За семь месяцев нынешего года от жителей региона в Банк России поступило полторы тысячи жалоб, большая часть – к участникам финансового рынка в области страхования. Липчане жаловались на отказ в заключении договора из-за отсутствия полисов ОСАГО, а также на неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ). Претензии к кредитным организациям в основном связаны с ипотекой, например с невозможностью выполнять обязательства по кредитному договору. В числе жалоб также навязывание дополнительных услуг при заключении договора и блокировка счета.
– Зачем нужен финансовый омбудсмен? Чьи права он будет защищать?
– Потребителей финансовых услуг. Институт уполномоченного поможет уменьшить число споров, в том числе судебных, между гражданами и финансовыми организациями. И таким образом повысит доверие потребителей к финансовому рынку. Финомбудсмен будет рассматривать претензии к финансовой организации, если лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора не превышает пятисот тысяч рублей. Имущественные споры по ОСАГО будут рассматриваться вне зависимости от суммы.
– Помощь финомбудсмена платная? Есть ли какие-то условия?
– Нет, обращения граждан рассматриваются бесплатно. Но подача обращения профессиональным посредником будет осуществляться на платной основе.
– На приёме обязательно присутствовать лично?
– Нет, обращение можно подать и в электронном виде. У Службы финансовых уполномоченных обязательно будет ресурс в Интернете, через портал «Госуслуги» и через МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с восьми утра до восьми вечера, а некоторые – круглосуточно и без выходных.
– Как выглядит процедура обращения – от подачи жалобы до исполнения решения в пользу гражданина?
– Сначала уточню, что закон обязывает финансовые организации в определённые сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться её решить. Поэтому сначала нужно обратиться за урегулированием спора к участнику финансового рынка. Закон обязывает организацию направить ответ гражданам не позднее пятнадцати рабочих дней для претензий, поданных в электронном виде, и тридцати рабочих дней для остальных случаев.
Далее, если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному, который уведомляет об этом финорганизацию и даёт ей шанс ещё раз договориться с заявителем. На этом этапе организация либо может полностью выполнить требование заявителя (и представить омбудсмену подтверждение, например платёжку), либо договориться с гражданином о возможном урегулировании спора – в таком случае между ними оформляется соглашение.
– В какой срок финомбудсмен ответит гражданину?
– При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит решение в течение пятнадцати рабочих дней (у него есть ещё и десять дней для проведения необходимой экспертизы). Если вместо гражданина к омбудсмену обратился профессиональный посредник, то спор рассматривается в течение тридцати рабочих дней. Основная форма рассмотрения спора – заочная. То есть гражданину не нужно приезжать, например, из дальних регионов России на рассмотрение спора.
Решения финансового уполномоченного обязательны для исполнения финансовыми организациями в срок, установленный в решении. То есть не менее десяти и не более тридцати дней после вступления решения в силу. Если участник финрынка исполнит решение омбудсмена в установленные сроки, это будет считаться «надлежащим исполнением договора».
– А если решение финомбудсмена проигнорируют? Кто заставит участника финансового рынка всё-таки исполнять его указание?
– В таком случае уполномоченный уведомляет об этом Банк России и выдаёт специальное удостоверение (аналог исполнительного листа) для принудительного исполнения решения. В случае несогласия с решением омбудсмена любая из сторон спора вправе обратиться в суд после вступления решения в силу. Если организация оспаривает решение омбудсмена в суде и проигрывает, суд дополнительно выносит решение о взыскании с финорганизации в пользу потребителя пятидесяти процентов штрафа от суммы удовлетворённой претензии.
– Если обращения граждан рассмотрят бесплатно, то кто тогда заплатит за работу финомбудсмена?
– На первом этапе, пока формируется институт финансового уполномоченного, расходы берёт на себя Банк России. Затем источником финансирования станут взносы финансовых организаций, размер которых будет зависеть от числа проигранных споров, полноты и своевременности исполнения решений. Итоговую формулу расчёта определит совет Службы финансового уполномоченного, она будет опубликована позже.
Финансовые организации, которые урегулируют разногласия с потребителем до его обращения к омбудсмену или до вынесения решения, освободят от платы за рассмотрение спора или её сократят до минимума.
– И когда эта служба реально заработает?
– Закон предусматривает поэтапное введение обязанности исполнять решение уполномоченного участниками финрынка. Добровольно финансовые организации могут присоединиться к системе финансовых уполномоченных с 3 декабря 2018 года. С 1 июня 2019 года институт финомбудсмена станет обязательным для страховых организаций, предоставляющих услуги по заключению договоров ОСАГО. Страховые организации в части остальных видов страхования (кроме обязательного медстрахования) присоединятся с 28 ноября 2019 года. С 1 января 2020 года обязательность распространится на микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года – на кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, НПФ.
– Ой, так не скоро?
– Не забывайте, что обращения можно по-прежнему направлять в интернет-приёмную Банка России. Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг мегарегулятора будет на постоянной основе взаимодействовать со Службой финансового омбудсмена. Как показывает сложившаяся практика, нередко граждане пишут в Банк России жалобы об имущественных разногласиях с финансовой организацией – но решать такие споры не входит в компетенцию регулятора. Зато финомбудсмен в этом точно поможет.
Светлана КУЗНЕЦОВА
Вся пресса за 24 сентября 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Выплаты, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
16 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 16 мая 2025 г.
При страховании жизни заемщиков будет введен обязательный коэффициент соотношения страховой премии и выплаты

|
|
ТАСС, 16 мая 2025 г.
На программу бесплатного оказания медпомощи в 2025 году выделят 4,7 трлн рублей

|
|
Финмаркет, 16 мая 2025 г.
Квартальная чистая прибыль Swiss Re выросла на 16%

|
|
Коммерсантъ, 16 мая 2025 г.
Из накоплений уходит жизнь

|
|
ПРАЙМ, 16 мая 2025 г.
В ГД внесен законопроект о налоговых стимулах для долгосрочных сбережений

|
|
Российская газета онлайн, 16 мая 2025 г.
Кабмин предложил новые налоговые стимулы для программы долгосрочных сбережений

|
|
Коммерсантъ-Ярославль, 16 мая 2025 г.
Ярославцы стали чаще жаловаться на блокировку банковских карт

|
|
МК в Барнауле, 16 мая 2025 г.
Суд обязал жителя Бийска выплатить 40 тысяч рублей за сбитую косулю

|
|
Парламентская газета, 16 мая 2025 г.
Долгосрочные сбережения станут привлекательнее для россиян

|
|
Башинформ, Уфа, 16 мая 2025 г.
В Башкирии пострадавшие на «Свече» могут получить страховые выплаты

|
|
Казахстанский портал о страховании, 16 мая 2025 г.
Рост экстремальных погодных условий и методов строительства может поставить под угрозу доступность страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 16 мая 2025 г.
31% представителей поколения Z предпочитают в Индии срочное страхование другим планам страхования жизни

|
|
РБК.Татарстан, 16 мая 2025 г.
В России хотят запустить доходные продукты и страхование по нормам ислама

|
|
CNews.ru, 16 мая 2025 г.
Wildberries перед летним сезоном запускает продажу страховок для путешествий и для защиты от травм

|
|
Газета.Ru, 16 мая 2025 г.
Wildberries запустил страховые полисы для путешествий и защиты от травм

|
|
Беларусь сегодня, 16 мая 2025 г.
Автовладельцы оформляют полисы союзного ОСАГО

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 16 мая 2025 г.
Мошенники придумали новые схемы обмана граждан с полисами ОМС

|
 Остальные материалы за 16 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|